Научно-методический электронный журнал «Вестник экспериментального образования» 2 квартал 2023 г

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Потемичева Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Potemicheva E.A. FORMATION OF DIALOGICAL SPEECH AS A COMPONENT OF COMMUNICATION SKILLS IN STUDENTS WITH MENTALLY RELATED
В данной статье рассматривается формирование диалогической речи как компонента коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью. Раскрываются основные понятия по данной теме. Рассматриваются методики, которые позволяют диагностировать диалогическую речь у обучающихся с умственной отсталостью, а также результаты проведенной диагностики. Предлагаются упражнения и игры для дальнейшей работы по формированию диалогической речи как компонента коммуникативных умений.
Ключевые слова: диалогическая речь, коммуникативные умения, умственная отсталость.
This article discusses the formation of dialogic speech as a component of communicative skills in students with mental retardation. The basic concepts on this topic are revealed. Methods are considered that allow diagnosing dialogic speech in students with mental retardation, as well as the results of the diagnostics. Exercises and games are offered for further work on the formation of dialogic speech as a component of communicative skills.
Key words: dialogical speech, communication skills, mental retardation.
пдф
№ 219, дата публикации: 05.06.2023

Ананьева Д.О., Гонина О.О. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Ananyeva D.O., Gonina O.O. CORRECTION OF SENSOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL
Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по итогам которого сделан вывод о том, что коррекционно-развивающие занятия с использованием методических приемов, направленных на развитие зрительного и тактильно-двигательного восприятия, формирование сенсорных эталонов и ориентировки в свойствах предметов, способствуют коррекции сенсорной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Приводятся примеры игр и заданий для проведения целенаправленной и систематической коррекционной работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Ключевые слова: дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, восприятие, сенсорное развитие.
The results of an empirical study are presented in order to study the features of the correction of sensory development of preschool children with general underdevelopment of speech, as a result of which it was concluded that correctional and developmental classes using methodological techniques aimed at developing visual and tactile-motor perception, the formation of sensory standards and orientation in the properties of objects, contribute to the correction of the sensory sphere of preschool children with speech disorders. Examples of games and tasks are given for conducting purposeful and systematic corrective work on the sensory development of preschool children with general speech underdevelopment of the third level.
Keywords: preschool age, general underdevelopment of speech, perception, sensory development.
пдф
№ 220, дата публикации: 06.06.2023

Козакова Е.П., Гонина О.О. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Kozakova E.P., Gonina O.O. FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH MENTAL DELAY
Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, по итогам которого сделан вывод о том, что формированию социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует серия игр, направленная на развитие умения вступать и поддержать коммуникацию, проявлять инициативу и учитывать состояние партнера, умения договариваться, выстраивать свое поведение в соответствии с позицией партнера. Предложены рекомендации для формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, общение, социально-коммуникативные навыки.
The results of an empirical study are presented with the aim of studying the features of the formation of social and communication skills in preschool children with mental retardation, which concluded that the formation of social and communication skills of older preschool children with mental retardation is facilitated by a series of games aimed at development of the ability to enter into and maintain communication, take the initiative and take into account the state of the partner, the ability to negotiate, build one’s behavior in accordance with the position of the partner. Recommendations for the formation of social and communicative skills in preschool children with mental retardation are proposed.
Key words: preschool age, mental retardation, communication, social and communication skills.
пдф
№ 221, дата публикации: 07.06.2023

Зацепилова А.В., Гонина О.О. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Zatsepilova A.V., Gonina O.O. LOGOPEDIC WORK ON THE DEVELOPMENT OF NOMINATIVE DICTIONARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Рассматриваются понятие номинативного словаря и основные нарушения в формировании номинативного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены результаты эмпирического исследования логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Сделан вывод о том, что комплекс игр и упражнений, с использованием таких методических приемов, как показ и называние нового предмета или объяснение происхождения данных слов; использование названия нового предмета в сочетании с разными знакомыми детям словами; уточнение, раскрытие значения слов в соответствующем контексте, способствует развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Ключевые слова: дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи, номинативный словарь.
The concept of a nominative dictionary and the main violations in the formation of a nominative dictionary in preschool children with severe speech disorders are considered. The results of an empirical study of speech therapy work on the development of a nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders are presented. It is concluded that a set of games and exercises, using such methodological techniques as showing and naming a new object or explaining the origin of these words; the use of the name of a new subject in combination with different words familiar to children; clarification, disclosure of the meaning of words in the appropriate context, contributes to the development of the nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders.
Key words: preschool age, severe speech disorders, nominative dictionary.
пдф
№ 222, дата публикации: 08.06.2023

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс